История
Библиотека Белорусского государственного медицинского университета является крупнейшей библиотекой Республики Беларусь, имеющей наиболее полный фонд учебных, научных и справочных изданий по медицине и смежным с ней наукам. Годом основания библиотеки БГМУ следует считать 1921 год. Первыми книгами были в основном учебники и учебные пособия по медицине, переданные библиотекой БГУ библиотеке вновь созданного медицинского института. На первых порах обеспечение учебного процесса литературой представляло значительные трудности. Преподавателям, профессорам кафедр приходилось делиться учебниками со своими студентами. Однако к началу 40-х годов библиотека института уже располагала значительным фондом медицинской литературы, позволившим полноценно обеспечить учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность института.
В годы Великой Отечественной войны здание института было разрушено, библиотека полностью уничтожена и разграблена. Некоторые книжные собрания были вывезены в Германию, остальные сожжены вместе со зданием. В 1943 году в эвакуации в Ярославле была возобновлена работа лечебного факультета Минского медицинского института, где в тяжелейших условиях собран по крупицам фонд изданий для временной организации учебного процесса. В послевоенное время становление библиотеки, формирование ее фондов пришлось начинать заново. Активную помощь по ее воссозданию оказал ряд крупнейших библиотек бывшего СССР. Неоценимую поддержку оказали подаренные частные коллекции ученых-медиков: профессора А.И. Тимофеева, профессора М.Л. Выдрина и др.
София Федоровна Сергеева, директор библиотеки Минского медицинского института с 1930 по 1963 гг.
Шли годы, менялись взгляды, исторические оценки, отношения к событиям, людям, принадлежавшим временам ушедшим, но оставалась память о тех замечательных личностях, по крупицам заложивших в нелёгкие времена в тяжелейших условиях фундамент для дальнейшего развития университетской библиотеки. Нельзя не вспомнить замечательного человека, стоявшего у истоков создания библиотеки – Софию Федоровну Сергееву (1893-1973).
Получив до революции блестящее образование в Петрограде – окончив Институт благородных девиц, София Федоровна посвятила всю свою жизнь служению читателю библиотеки Минского медицинского института, в которой она проработала заведующей до 1963 года. София Фёдоровна проявила истинный талант организатора. Ею был разработан план мероприятий по восстановлению в послевоенной разрухе библиотеки института. К середине 50-х годов основная задача – обеспечение учебного процесса, была практически решена. Фонд приближался к 80 тыс. экземпляров. Однако, библиотека, расположившаяся в восстановленном анатомическом корпусе медицинского института, находилась в стеснённых условиях для работы её читателей и 5 сотрудников. Кроме того, на площади библиотеки в 140 кв.м. (читальный зал 95 кв.м. на 200 чел.; книгохранилище – 45 кв.м.) до 1954 года располагалось фактические две библиотеки с различными их функциями – библиотека Минского медицинского института, обслуживающая студентов, и научная медицинская библиотека - нынешняя Республиканская научная медицинская библиотека, обслуживающая научных работников.
В 1955 году площадь библиотеки увеличилась до 816 кв.м., штат до 15 единиц, фонд – до 150 тыс. экз. Атмосфера традиций, заложенная в те годы такими высококвалифицированными специалистами, как Г.П.Шевченко, С.М.Марголина, Л.А.Сулковская, С.Л.Гольдман, В.Ф. Кисель, позволила в дальнейшем реализовать начинания, которые способствовали качественному развитию информационных услуг библиотеки.
Гринина Дина Михайловна, директор библиотеки с 1963 по 1999 гг.
С 1963 года заведующим библиотекой назначена Дина Михайловна Гринина, вплоть до 1999 года успешно возглавляющая коллектив. Огромный опыт работы помог Дине Михайловне внедрить новые методы в организацию профессиональной деятельности. Весомый вклад в развитие библиотеки в дальнейшем внесли пришедшие в коллектив в те годы И.С.Бакиновская, Э.А.Рябинина, Н.Е.Визавицкая, Е.И.Клевцова и др.
Решение проблем с помещениями для обслуживания читателей и размещения фондов завершилось строительством в 1980 году нового здания института, где по специальному проекту для библиотеки был построен отдельный корпус площадью 1835 кв.м. с читальным залом на 200 мест и залом для преподавателей, научных работников и аспирантов на 30 мест. Значительно возросли и масштабы работы. Штат работников вырос до 29 человек, фонд – до 520 тыс. экз. Были сформированы новые подразделения: отделы комплектования и научной обработки литературы, обслуживания, книгохранения и справочно-библиографической работы. В эти годы в библиотеку пришли настоящие профессионалы своего дела, отзывчивые, неравнодушные, ответственные, радеющие за её развитие: С.И.Новицкая, О.М.Ковалева, Г.М.Ждан, Г.Г.Чеботарь, В.С.Старикова и др.
Именно тогда в основу и ныне действующей системы обслуживания были заложены принципы дифференцированного подхода к потребностям читателей по видам, типам литературы и её назначению. Были разработаны и применены такие прогрессивные формы обслуживания студентов, как поточно-групповой метод выдачи учебной литературы студентам младших курсов, цикловой метод книговыдачи студентам старших курсов; централизованная выдача всех видов изданий на абонементах и др. Благодаря инновационным методам библиотечно-библиографического обслуживания коллектив библиотеки неоднократно заслуженно получал высокую оценку работы среди республиканских библиотек различных министерств и ведомств. Библиотека не раз становилась призёром и победителем всесоюзных смотров-конкурсов библиотек медицинских учреждений образования СССР, деятельность сотрудников отмечалась дипломами и грамотами республиканского и союзного значения.
Новые времена диктовали новые формы и методы работы. С начала 90-х годов в работу библиотеки начали активно внедряться современные информационные технологии, закупаться первые компьютеры, автоматизироваться информационно-библиотечные процессы. С 1999 года директором библиотеки назначена и по сей день возглавляет Елена Степановна Тенюшко, выпускница Белорусского государственного университета культуры и искусств, распределившаяся молодым специалистом в библиотеку БГМУ в 1991 году. Для учета книжного фонда, формирования электронного каталога и библиографических баз данных по профилю университета внедрена автоматизированная информационная система АИБС «MARC», затем «MARC SQL». В 2004 г. был открыт Электронный читальный зал на 13 автоматизированных рабочих места. Впоследствии число рабочих мест с доступом к сети Интернет, электронным каталогом библиотеки, базам данных, и наукометрическим ресурсам увеличилось до 36.
Достойно продолжая традиции, на профессиональном уровне с использованием современных методов информационно-библиотечной работы обеспечивали пришедшие в те годы в библиотеку О.Э.Евсеева, Ю.Н.Мазаник, Т.М.Кашуба, Е.Ю.Завалий, И.Н.Лашукевич.
Коллектив библиотеки в 2000 г.
Начало 2000-х годов свидетельствовало об изменениях представлений о задачах библиотек вузов, их месте и роли в образовательной, научной, информационной и культурной среде. Появились особенности, требующие навыков информационного поиска в Интернете, знания иностранного языка, владения основами маркетинга и менеджмента, работе с электронными источниками информации и др. Для того, чтобы приобрести и развить подобные свойства, важно было чувствовать внимание к проблемам библиотеки со стороны руководства университета, которое всегда не только не отказывало в помощи, но и поддерживало в начинаниях.
За последнее десятилетие реорганизована функциональная структура библиотеки, созданы отдел автоматизации библиотечно-библиографических процессов и отдел информационных ресурсов. Библиотека университета обладает достаточно полным собранием учебной и научной литературы на традиционных и электронных носителя информации, хранение и использование которых организовано на должном уровне.
Тенюшко Елена Степановна, директор библиотеки с 1999 по 2023 гг.
В целях интеграции в электронную образовательную информационную среду на сайте университета создана разветвленная страница библиотеки, которая позволяет широкому кругу пользователей получать информацию об уникальных фондах через систему электронного каталога, насчитывающего 193 тыс. записей; пользоваться услугами виртуальной справочной службы; заказывать классификационные индексы; использовать ссылки на статистические данные наукометрических систем цитирования; знакомиться с виртуальными выставками новых поступлений и др.
Коллектив библиотеки в 2011 г.
Одной из первостепенных задач, стоящих перед библиотекой сегодня наряду с информационно-библиографическим сопровождением образовательной и научной деятельности университета, является генерация собственных информационных продуктов. Репозиторий университета (электронная библиотека), насчитывающий около 30 тыс. полнотекстовых документа, ежедневно пополняется учебными и научными материалами, подготовленными профессорско-преподавательским составом: учебники, учебные пособия, тесты, курсы лекций, учебно-методические пособия, методические рекомендации, практикумы, материалы съездов, конференций, семинаров и др. В 2017 году Репозиторию присвоен Международный стандартный номер сериального издания – ISSN 2521-6562. Репозиторий зарегистрирован в международных каталогах репозиториев Webometrics и OpenDOAR, что оказывает существенное позитивное влияние на рейтинг университета.
В настоящее время фонд библиотеки насчитывает более 650 тыс. единиц хранения. Кроме учебной литературы, это энциклопедии, словари и справочники, реферативные журналы, большое количество периодических медицинских, гуманитарнo-просветительских изданий, литература на иностранных языках. Книжный фонд библиотеки ежегодно увеличивается более чем на 15 тысяч единиц хранения, как в традиционном печатном варианте, так и на электронных носителях. Читателями библиотеки являются более 12 тыс. студентов, магистрантов, преподавателей, аспирантов, ординаторов, сотрудников подразделений университета, слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки и факультета повышения квалификации и переподготовки кадров. Ежегодно свыше 380 тыс. раз они посещают абонементы и читальные залы библиотеки, им выдается более 600 тыс. экз. документов. Консультирование, выполнение тематических, адресных, уточняющих справок, индексирование монографий и научных статей, создание и редактирование индивидуальных профилей преподавателей в наукометрических базах данных, размещение публикаций из университетских журналов и сборников в зарубежных индексах научного цитирования – это только малая часть перечня услуг и сервисов библиотеки.
Коллектив библиотеки в 2021 г.
Отличительная особенность коллектива – его стабильность. Не одно десятилетие работалии с большой отдачей Л.А.Сулковская (стаж – 55 лет), Г.П.Шевченко (стаж – 53 года), С.М.Марголина (стаж – 51 год), свыше 40 лет работали Д.М.Гринина, Н.Е.Визавицкая, свыше 30 лет - С.И.Новицкая, О.М.Ковалева, Г.Г.Чеботарь, В.С.Старикова, И.С.Бакиновская, Е.С.Тенюшко, Т.М.Кашуба. Более 30 лет работают Г.М. Ждан, О.Э.Евсеева, Ю.Н.Мазаник. Традиции, заложенные поколениями наших коллег, продолжают развиваться, обретая новые современные формы, отвечающие вызовам информационного общества, высшего медицинского образования и науки.
В 2024 году библиотеку возглавила Марина Викторовна Рудаковская.